Выцветшую и нелюдимую Жюльет освобождают из тюрьмы, где она отбыла 15 лет. Она отсидела срок за убийство, но, кажется, это её не очень волнует — она холодна, замкнута и апатична. Общество платит ей той же монетой: убийце рада, кажется, только родная сестра, свободные от еще многих предрассудков дети и люди с туманными биографиями…

Картина начинается как тяжелая социальная драма — с первых минут тягучая, мрачная и немного надрывная. Она изобилует множеством болезненных — как для общества, так и для каждого его представителя — вопросов: «Как относиться к убийце?», «Как должна вести себя её семья по отношению к ней и к окружающим?», «Может ли человек с таким приговором вернуться в общество или обречен навсегда остаться изгоем?»… Для сюжета Жюльет — «лакмусовый» персонаж — то, как на её биографию реагируют другие, характеризует именно их, не её. Сама же она, отгородившись от общества, весьма осторожно идет на контакт с окружающим миром. Это странно — хладнокровный убийца в кино так себя не ведет. Значит, ей есть что скрывать.

Что именно — становится ясно еще в первой половине фильма. Но в финале раскрываются и вовсе шокирующие подробности, которые объясняют её загадочное поведение. С каждым новым шагом навстречу тем, кому она действительно важна, Жюльет осторожно приоткрывает секрет того, что держало её в эмоциональном плену больше пятнадцати лет. Вливаясь в жизнь, она преображается: она становится более общительной и дружелюбной — даже меняется внешне. 

Но вместе с этим на поверхность просачиваются и те воспоминания, от которых Жульет все годы заключения старалась убежать. И открывается её главный секрет, обычная «социалка» в драму человеческую, практически экзистенциальную. Путь по возвращению в нормальную жизнь оказывается настоящим Путем даже на символическом уровне. Вывод, который напрашивается после просмотра — довольно прост и можно даже усмотреть в нем банальность. В нём заключается и главная премудрость, и главная проблема человеческого существования: Как бы тяжело ни было переживать трагедии и невзгоды, жизнь всё еще продолжается. Если есть рядом люди, которые тебе дороги и которым дорог ты, то пережить можно всё. 

Но картина «Я так давно тебя люблю», несмотря на пафос этих выводов, ни разу не впадает в морализаторскую пошлость. Даже то, что у сестры Жюльет интернациональная семья (муж — славянин, приемные дочки — из Монголии), выглядит не политкорректной надуманностью, а скорее просто соответствием духу времени и европейским реалиям. 

Так что стоит отметить, что для сценариста Филлипа Клоделя дебют в качестве режиссера удался. В ленте, конечно, немало свойственными для такого «проблемного кино» штампов, но Клодель справляется с ними. Справляется, чтобы рассказать хоть и тяжелую, но вполне человечную и даже светлую историю о том, что сила и мужество не всегда нужны только для поступков — иногда они нужны для того, чтобы пережить их последствия и просто жить. Что, как выясняется, порой бывает гораздо сложнее.

нет комментариев

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий

Реклама