Известно, что когда в 90-х годах Кевин Смит снимал своих «Клерков», он сделал их черно-белыми просто потому, что на цветную пленку ему не хватало денег. Нынче же, в эпоху цифровой съемки, перед большинством режиссеров такая досадная проблема не стоит, так почему же они порой еще снимают фильмы в черно-белой гамме? Ответ на этот вопрос дают сами постановщики.

Франкенвини / Frankenweenie, 2012

Тим Бертон:

«Я просто считаю, что черно-белая гамма – это очень красиво, и был очень рад, что студия на это согласилась, ведь я сказал им, что ни в каком другом виде эту ленту себе не представляю. В цвете я бы просто не взялся работать, потому что монохромность отвечает за часть эмоциональной нагрузки. Это не просто художественное решение – в ч/б эмоции работают сильнее.

А еще меня будоражила идея совместить ч/б и 3D, чтобы на выходе получилась очень ясная, глубокая картинка. К тому же 3D, как я заметил, отлично сочетается с кукольной анимацией. Когда персонажи выходят из настоящей тени, это так красиво и выглядит так реалистично. Черно-белая гамма и стереоизображение помогли мне усилить впечатление от всей той работы, которую люди вложили в фильм».

Артист / The Artist, 2011

Мишель Хазанавичус:

«Я уважаю формат [черно-белого немого кино]. И я не думаю, что снял “подделку” под старые фильмы. Для многих людей сегодня это новый формат. Зрители были уверены, что уже никто не снимет сегодня немое кино, так что “Артист” для них стал своего рода открытием. Просто есть такая точка зрения, что черно-белые фильмы морально устарели.

Это сбивает публику с толку. Все ведь знают, что такие фильмы делали в 20-е годы, – то есть люди думают, что им будет скучно на таком кино. Но это же просто формат! А истории могут быть какими угодно. Теперь люди удивляются, что этот формат можно использовать, и он все еще может быть эффективен сегодня. А я не удивляюсь, я всегда в это верил».

Город грехов / Sin City, 2005

Роберт Родригес:

«Когда появился комикс, я заглянул под обложку и воскликнул: “Боже мой!” У меня, как у художника, аж мозги задымились. Я сказал: “Хочу увидеть это в кино!” После этого я скупил все выпуски “Города грехов”, я покупал вообще все, что выходило у Фрэнка Миллера. Некоторые книги даже по два-три раза покупал, совсем запутался, потому что при переизданиях там менялись обложки… Так длилось лет 10, а потом я подумал: “Все, надо сделать фильм”. И я снял это кино, как только разобрался, как работать с цифровыми технологиями, чтобы добиться такого же стиля».

Небраска / Nebraska, 2013

Александр Пэйн:

«Мне всегда хотелось снять черно-белое кино, а этот фильм смотрелся очень подходяще для такой концепции, – говорит Пэйн. – Я решил, что его надо снимать именно так, еще в 2002 году, когда впервые прочитал сценарий. Пришлось поспорить со студией, конечно, чтобы выжать их них достаточно денег на съемки приличного кино. Дали мне гораздо меньше, чем, если бы я снимал в цвете. Сказали: “Мы дадим тебе достаточно, чтобы ты мог работать, но не более того”.

Фильм снимался в цвете, так что существует и цветная версия. Но весь дизайн и освещение мы делали под черно-белую картинку. Нужно ли выпускать цветную версию на DVD? Ну, знаете, я смотрел ее. Она красивая. Но как кино работает не очень хорошо. Нет, ну если кому-то такая версия “Небраски” очень сильно понадобится – скажем, ее захотят показать по молдавскому телевидению, – то обращайтесь. Но для меня она всегда была и останется именно вот такой – черно-белой, в стиле ретро».

Страх[и] темноты / Peur(s) du noir, 2007

Чарльз Бернс:

«То, что вся подборка новелл сделана в ч/б, выглядит логично. Есть что-то в черном и белом такое, что хорошо сочетается со страхом – для меня, во всяком случае. То есть можно, конечно, и в цвете делать отличные хорроры, но черный и белый прямо-таки просятся сюда».

Кофе и сигареты / Coffee and Cigarettes, 2003

Джим Джармуш:

«Если я снимаю в цвете, и мне не нравится свет на натурных съемках, все приходится менять. С черно-белыми съемками так волноваться не приходится. Кроме того, мне нравится, когда зритель получает через картинку как можно меньше прямой, непосредственной, однозначной информации – ему приходится додумывать цвета, задействовать фантазию». 

Тринадцать / 13 (Tzameti), 2005

Гела Баблуани:

«Монохромная гамма убивает один вид реализма и заменяет его другим видом реализма. Когда первые картинки из этого фильма начали вспыхивать в моей голове, я заметил, что все они имели определенную манеру и атмосферу – я увидел их именно в черно-белом изображении. Наверное, тут повлияли любимые режиссеры. Скажем, мне нравятся Феллини и Куросава. Эти режиссеры хороши и в цвете, но больше всего меня у них притягивают именно их черно-белые работы. Вот так мой мозг работает – картинка для меня важнее диалогов…

Хотя, конечно, я помучился, пока искал деньги на черно-белое кино, да еще по такому мрачному сценарию. Все продюсеры говорили: “Забудь об этом, парень”. Пришлось выпрашивать оборудование у друзей, которые занимаются производством рекламы. Я сказал: “Так и так, хочу снять вот эту историю, дешевый черно-белый фильм, вот только денег нет, совсем нет”. К счастью, им история понравилась, они в меня поверили и дали все необходимое, даже кран подогнали, стабилизаторы разные… Такое и на дорогих-то проектах есть не всегда. И я за месяц снял кино. Это было невероятное везение».

Трудно быть Богом, 2013

Алексей Герман:

«У меня ощущение, что искусство кино в значительно большей степени сохранилось в черно-белом варианте. Произошло с этим искусством два преступления. Как только незвуковое кино стало похожим на искусство, буржуи придумали звук — и убили, к примеру, Чаплина. Что ни говори, сегодня его смотреть скучно, а раньше на него молились. Нанесли страшный удар молотком по черепу, создав совершенно другое искусство. А ведь кино немое и звуковое должно было сосуществовать, как живопись и фотография. Но им и этого было мало. Придумали в кино цвет. Как правило, плохой.

Мы в жизни цвет не замечаем — кроме тех случаев, когда какой-то специальный сенсор в голове включаем. Мы воспринимаем мир черно-белым — во сне ли, наяву ли. Я мир вижу черно-белым. И замечаю цвета только тогда, когда специально начинаю обращать на это внимание. Мне кажется, что черно-белая картинка заставляет какие-то клетки мозга по-другому шевелиться и все равно видеть цвет. Для меня черно-белое — это не отсутствие цвета, а большее его присутствие. Снимается черно-белое море, и мне оно кажется синим, зеленым или желтым. Черно-белое изображение заставляет твой привыкший к цвету мозг дорисовывать. Поэтому чем меньше цвета в кино — тем лучше. Просто надо знать, как снимать черно-белое кино. Не так, как его снимали в 1920-х годах».

Человеческая многоножка 2 / The Human Centipede II (Full Sequence), 2011

Том Сикс:

«Я хотел сделать мрачный, грязный фильм, который соответствует личности главного героя Мартина. Снимал я в цвете, но всегда держал монохромный вариант в уме и уже на стадии монтажа убедился, что в черно-белом виде фильм получается гораздо страшнее. Он вызывает дискомфорт, и мне это понравилось, потому что там вся история такая дискомфортная. Грубая, бьющая по лицу».

Ангел-А / Angel-A, 2005

Люк Бессон:

«В этом фильме все на контрастах. Она женщина, он мужчина, она высокая, он низенький. Она белая, он коричневый. Она нездешняя, он местный. У него длинная одежда, у нее короткая. Инь и ян, черное-белое, свет-тьма. Тут много противопоставлений, и черно-белая гамма сюда великолепно вписалась. Для меня это был дополнительный инструмент, с которым можно поиграть. Ну и потом, цвет – он агрессивен, он выражает реальность, “современность”. А ч/б хорошо сочетается с музыкой. Вас уносит под эту музыку, и все начинает казаться не вполне реалистичным.

Но, честно говоря, ч/б требует ужасно кропотливой работы. Если беретесь за это, то старайтесь как следует, иначе лучше и не пытаться. Каждый материал в фильме, каждый костюм, образец ткани, вообще все – мы протестировали, чтобы понять, как оно будет смотреться в монохроме. Это та еще работка. Знаете, что смешно? Синий, желтый и красный смотрятся в монохроме совсем не так, как они смотрелись бы в цвете. Нам приходилось сочетать эти цвета новыми способами, чтобы добиться нужного эффекта. Могу вам сказать, что на съемочной площадке все это выглядело ужасно, особенно костюмы. Зато потом, после перевода картинки в ч/б, получилось красиво».

нет комментариев

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий

Реклама