Злые куклы прописались в кино очень давно, но никто из них не может потягаться с популярностью с Чаки — куклой-маньяком из франшизы «Детские игры. Фильмы о Чаки не просто были популярны, сам персонаж встал в один ряд с такими культовыми киномонстрами, как Фредди Крюгер и Джейсон Вурхиз. При этом, ни один другой знатный культовый и олдскульный киномонстр не может похвастаться тем, что все фильмы с его участием были написаны одним и тем же человеком. Более того, фильмы с Чаки примечательны еще и тем, что хоть и являются формально слэшерами про куклу-маньяка, но при этом иронично отражают собой модные тенденции в фильмах ужасов. А еще, это пока что единственная культовая хоррор-франшиза, которая успешно перешла от достаточно серьезного хоррора к комедийному хоррору, от него — к самопародии, а затем вновь вернулась в стан серьезных ужасов.

Чаки — детище трех примечательных личностей. Первые два: Дэвид Киршнер, который является создателем куклы и неизменным продюсером франщизы, и Дон Манчини — сценарист и идейный вдохновитель всех фильмов с Чаки. Третьим является легендарный актер Брэд Дуриф («Властелин колец», «Пролетая над гнездом кукушки»), который не только подарил Чаки свой голос, но и стал сердцем всей франшизы, превратив ее в семейный проект. 

Идея фильма про куклу-маньяка, пришла Дону Манчини, когда он узнал о случае в магазине игрушек, в середине 80-х, когда хулиган убил мужчину, стоявшего в очереди за куклой бренда Cabbage Patch, после чего был застрелен полицией. В изначальной концепции, Манчини хотел создать в кино новую городскую легенду о духе маньяка, запертого в кукле, но построить сюжет таким образом, чтобы до самого финала не было понятно — правдива ли эта легенда или за убийствами стоял обезумевший главный герой? Впоследствии, сюжет был переписан сценаристом Томом Холландом (не путать с актером играющим Человека-Паука), который и стал режиссером первой части фильма Child’s Play. Созданием куклы занялся Дэвид Киршнер, уже имевший опыт в работе с аниматроникой. При создании, он вдохновлялся Тряпичным Энди из детской книжки писателя и художника Джонни Грулла. Помимо роботизированной куклы, «сыграл» Чаки юный актер Билли Бойд («Властелин колец»), который еще вернется во франшизу в неожиданной роли. 

История начиналась с маньяка-убийцы Чарльза Ли Рэя, которого играл Брэд Дуриф. Преследуемый полицией, так называемый «Душитель с озера» получает смертельное ранение и прячется в магазине игрушек Good Guy Doll. Увлекающийся оккультизмом и магией вуду Чарльз, перед смертью успевает перенести свою душу в одну из кукол. Но у заклятия есть свои условия. Кукла является не более чем транзитным телом, маньяк не собирается оставаться в ней на долгое время. Но переселиться он может лишь в тело того, кто первым узнает его тайну. Более того, ритуал не стоит оттягивать, чем дольше душа Ли Рэя будет в кукле, тем быстрее она «оживает». Когда срок выйдет, Чарльз окажется заперт в теле куклы навсегда. И так уж получается, что кукла попадает в руки шестилетнего Энди Баркли (Алекс Винсент), которого Чарльз впоследствии выбирает в качестве своего нового тела, и которому раскрывает свой секрет, представляясь как «Чаки» (дружеское прозвище Ли Рэя). Сам маньяк использует свое новое кукольное тело как идеальное прикрытие для мести и новых зверских убийств, но переселиться в тело Энди ему не удается, мальчик, его мама и полицейский Майк, убивший самого Ли Рэя ранее, останавливают его.

Критики довольно прохладно приняли фильм, посчитав, что на фоне суперуспешных в те годы Крюгера и Джейсона, Чаки выглядел забавной нелепостью. Именитый актер Крис Сарандон исправить положения и добавить картине дополнительного веса не мог. А вот зрителям «Детские игры» понравилась, фильм оказался успешным в прокате. С одной стороны, этот слешер была данью моде, в 80-е этот жанр был, что называется, «на коне». С другой стороны, это была пародия на сам жанр, высмеивающая его клише. Авторы и не скрывали этого, а добавив в картину дерзкий черный юмор Чаки, они получили не только яркого и харизматичного злодея, но и собственный уникальный стиль. Сиквел был неизбежен

В то же время, MGM продали права на молодую франшизу Universal. Над Киршнером и Манчини сгустились тучи, ведь новые студии часто отнимают картины у их создателей. Но боссы Universal решили довериться авторам оригинала, хотя творческих разногласий избежать не удалось, вследствие чего в создании второго фильма Том Холланд уже не участвовал. Тем не менее, некий оммаж ему в фильме присутствует: в его честь назвали еще одну куклу бренда Good Guy Doll. Из финансовых соображений, из картины вырезали все сцены с участием Криса Сарандона, а Кэтрин Хикс, сыгравшая маму Энди, присутствовала на площадке исключительно за кадром.

Второй фильм продолжил историю оригинала. Юный Энди Баркли, уже прочно прописавшийся в серии как главный противник Чаки, оставался его главной целью. Оказавшись в приемной семье, Энди вновь оказывается втянут в битву со зловещей куклой. В этот раз, авторам не нужно было пытаться скрывать личность убийцы и его modus operandi, потому Чаки убивает открыто и часто. Увеличился бюджет, что сказалось на качестве спецэффектов. В общем, в сиквеле постарались сделать все лучше, чем в оригинале. Но смена студии сказалась и на общем стиле картины, в нее добавили и больше черного юмора. Не всем это понравилось, но в прокате фильм выступил вполне удачно, пусть и не так успешно, как предыдущий. Но в погоне за кассой, авторы не смогли избежать традиционной ловушки всех успешных хоррор-франшиз: «Детские игры» поставили на конвейер.

Третья часть фильма оказалась ключевой для франшизы. В начале 90-х, слешеры уже изжили себя. Некогда могучие киносаги, вроде «Пятницы 13-е», «Хэллуина» и «Кошмаров на улице Вязов» влачили откровенно жалкое существование, выпуская не слишком качественные сиквелы своих бесконечных историй. Манчини это видел и прекрасно понимал, что «Детские игры» ждет схожая судьба. Единственный шанс для его детища избежать этого, был закон трилогий — третья часть может стать финальной. Решив воспользоваться им, Манчини перенес события нового фильма аж на 8 лет в будущее. Чаки вновь восстановлен, и вновь жаждет мести и переселения в тело Энди. Но найдя уже шестнадцатилетнего мальчика в военной школе, Чаки неожиданно осознает, что его зацикленность на Энди утомила уже его самого. Поэтому, маньяк решает выбрать себе нового мальчика, которому он расскажет свой секрет и в чье тело переселится. Но Энди распознает старого врага, и они с Чаки устраивают настоящую войну в школе.

Манчини остался верен себе до конца. Он неоднократно признавал, что третий фильм франшизы является наименее любимым им, он писал сценарий в спешке, идеи у него закончились еще на втором фильме и вообще — это был скорее результат жадности студии, чем его любви к своим персонажам. Но картина все еще оставалась не просто слэшером, но и ироничным взглядом на жанр, который в те времена сотрясали эксперименты (впереди будут дочь Фредди Крюгера, Зубастики и сенобиты в космосе и Джейсон, переселяющийся в тела людей). Отказ маньяка от вожделенной победы над заклятым врагом и смена главного актера были смелыми экспериментами, но он не понравился ни критикам, ни зрителям. Неудачным оказалась и прокатная судьба ленты. Незадолго до премьеры, двое подростков убили ребенка, якобы мотивируя это желанием повторить одну из сцен в «Детских играх». Расследование доказало несостоятельность этой версии, но фильмам ужасов ужесточили цензурные рамки, а третьей части «Детских игр» сильно сократили рекламную компанию и отказали в телевизионной премьере. Не самые лучшие сборы поставили франшизе приговор. «Детские игры» были закрыты и остались трилогией. Но если кто-то думал, что на этом история Чаки закончилась, то он его сильно недооценивал!

Мода на пародии и римейки слешеров, начатая Уэсом Крейвеном и его «Криком» не обошла Чаки стороной. За 8 лет, прошедших со времен третьего фильма, персонаж не терял в популярности и прочно занял свое место в жанровой поп-культуре. Манчини долгое время искал пути к возвращению франшизы на экраны, но он понимал, что необходимы перемены. За прошедшие годы у него поднакопилось идей, и сценарист решил действовать. Перво-наперво, был отброшен ключевой мотив оригинальной трилогии. Чаки больше не преследовал Энди Баркли, чтобы вселиться в его тело. Теперь дух маньяка Чарльза Ли Рэя был навечно связан с потасканным телом куклы и это оставили как данность. Внешность Чаки так же была изменена, чтобы придать ему более современный и зловещий вид. Учитывая акцент на самом персонаже, изменили и название франшизы. Теперь оно включало в себя обязательное имя Чаки. Но ключевым изменением, которое сделал Манчини, была тональность фильма. Если трилогия Child’s Play была хоррором, пусть и не лишенным юмора, то новый фильм, получивший название «Невеста Чаки» был откровенной хоррор-комедией и пародией, теперь уже не на жанр слешеров, а на саму себя. Основой же сюжета стало роман и противостояние двух кукол-маньяков: Чаки и его девушки — Тиффани. На роль второй пригласили актрису Дженнифер Тилли, имеющую опыт как игры перед камерой, так и опыт в озвучке, а в создании куклы Тиффани, Киршнер черпал вдохновение в «Невесте Франкенштейна» и сериалов 90-х. Ну а самого Чаки продолжил озвучивать Брэд Дуриф. Новый фильм, получивший название «Невеста Чаки» зрителям понравился и стал вторым по количеству сборов во всей франшизе. Фильм довольно элегантно балансировал между комедийными моментами и кровавыми сценами, да и химия между двумя ключевыми персонажами, хоть те и были куклами, просто сметала всех остальных актеров с экрана. Франшиза обрела новое дыхание, обновленный Чаки вновь заявил о себе и... все внезапно затихло.

Наступили нулевые и Голливуд захлестнула волна римейков хорроров. На фоне многочисленных сделок и покупок прав, неуступчивые Киршнер и Манчини оказались не в самом выгодном положении. С одной стороны, у них была устойчивая фан-база, с другой — студия была больше заинтересована в покупке более крупных хоррор-франшиз. Возможность сделать сиквел представилась лишь в 2004 году, спустя 6 лет после предыдущего фильма, когда Universal переформировала студию Rogue Pictures, как площадку для жанрового кино. Манчини решил продолжить начатую в предыдущем фильма эскалацию в пародию, пойдя еще дальше — на территорию постмодернизма. В «Потомстве Чаки» Тиффани рожает куклу-сына — Глена и берет в плен актрису Дженнифер Тилли, которая ее же и озвучивала. Тиффани и вновь воскрешенный Чаки собираются оплодотворить актрису спермой Чаки, чтобы в ее ребенка могла переселиться душа их сына Глена. И все бы ничего, если бы не одно «но» — Глен совершенно против насилия. А еще, у Глена раздвоение личности, и периодически он превращается в девочку Гленду. Ну и завершает весь этот сюжетный балаган неожиданное осознание самого Чаки, что быть культовой куклой-убийцей ему куда приятнее, чем быть человеком.

Сразу было видно, что картина создавалась авторам ради собственного удовольствия. Пятый фильм делала все та же команда, что занималась предыдущими четырьмя. На свои роли вернулись и Дуриф с Тилли, которая, в этот раз, оттянулась на полную катушку. После многолетнего отсутствия, вернулся во франшизу и Билли Бойд, который когда-то играл Чаки в первом фильме, а теперь озвучивал Глена/Гленду. В образе последнего, Манчини, который и раньше использовал франшизу как площадку для своего авторского высказывания, решил затронуть тему половой самоидентификации, достаточно личной для него (Манчини — открытый гей). И при всем этом, картина не избегала ни довольно острого юмора, ни кровавых сцен. Тем ни менее, зрители были разочарованы. Сага о Чаки окончательно отвернулась от хоррора, да и сам персонаж завершил своеобразный диалектический круг, отказавшись от своей первоочередной цели, ради которой и был создан, осознав ее бессмысленность. Вокруг франшизы вновь наступило молчание, на этот раз, как казалось, окончательное.

Нулевые ознаменовались настоящим бумом на римейки классических хорроров, задумался о нем и Манчини. Семейная тема буквально высосала Чаки досуха, а возвращаться к ситуации третьих «Детских игр» ему не хотелось. В какой-то момент, был поднят вопрос о необходимости перезапустить франшизу о Чаки, сделав полноценный римейк «Детских игр». При этом, отказываться от фирменного голоса Брэда Дурифа, авторам не хотелось. В итоге, было решено отказаться от римейка и сделать «мягкий перезапуск». После скромных сборов «Потомства Чаки», новый фильм не мог мечтать о полноценном прокате и хорошем бюджете, но Киршнера и Манчини это не смутило. Они решили вновь встряхнуть франшизу и послушали чаяния фанов — вернули сагу в серьезный и мрачный хоррор. Киршнер вновь поработал над дизайном Чаки, вернув ему первоначальный облик с одной стороны, но добавив более зловещий вид, с другой. Частично вернулась и оригинальная концепция. Теперь Чаки вновь действовал скрытно, не обозначая своих мотивов. На главную роль позвали актрису Фиону Дуриф («Холистическое детективное агентство Дирка Джентли») — дочку Брэда Дурифа, что превратило сагу в уже семейный проект. Манчини впервые не ограничился написанием сценария и продюсированием, но и сам сел в режиссерское кресло. 

«Проклятье Чаки» вызвало любопытную реакцию. В кои-то веки, фильм тепло приняли критики, но далеко не всем фанатам понравилось возвращение Чаки в мрачный и кровавый хоррор. Причем, претензии были не сколько к жанру и тональности, сколько к качеству самой ленты, которая сильно страдала от маленького бюджета. Тем ни менее, Манчини раскрыл кое-какие подробности прошлого Чарльза Ли Рэя и его смерти, да и сам Чаки вновь был циничным маньяком-психопатом, а не семьянином. При этом, фильм не полностью дистанцировался от предыдущих частей, большим сюрпризом стало возвращение Дженнифер Тилли/Тиффани, а в послетитровой сцене (еще одна ироничная шутка авторов над современными тенденциями в кино) появился повзрослевший Алекс Винсент в роли Энди Баркли! Но вот пародийный момент — обязательный атрибут всех фильмов саги, тут был едва заметен.

Спустя несколько лет, Манчини пополнил свое детище еще одной частью: «Культ Чаки» многие критики посчитали лучшей картиной франшизы. Вышел фильм, как и предыдущий, сразу на цифровых носителях, написал и снял его вновь Манчини, костяк команды вновь не изменился. И вновь Манчини показал, что идеи у него не иссякнут, наверное, никогда. Фильм остался мрачным хоррором, но теперь авторы вернулись к той самой, первоначальной идеи, отброшенной десятилетия назад режиссером первого фильма. Поместив героиню предыдущей части Нику (Фиона Дуриф) в психиатрическую клинику, режиссер начал планомерно увеличивать количество кукол Чаки в кадре, все сильнее запутывая зрителя, не давай однозначного ответа: реален ли Чаки в этот раз или Ника действительно помешалась рассудком? При этом, в сагу полноценно вернулся Энди Баркли, чья жизнь вероятно навсегда связана с Чаки. Никуда не делась и Тиффани. Имея на руках столько козырей, авторы спокойно начали продолжать свои эксперименты со стилистикой в рамках одной серии, добавив черного юмора и стеба над современными хоррорами, как делали это в первых двух частях «Детских игр».

В этом году Чаки празднует 30-летний юбилей и он встречает его в неожиданно хорошей форме. Там, где былые короли слешеров ушли на покой или пережили перезапуски (неудачные, в основном), Чаки остается собой, при этом, имея за плечами несколько изменений и очень смелых экспериментов. Фильмы с ним были и полушутливыми хоррорами, и черными комедиями, вновь становились серьезными, но они неизменно делались под присмотром своих авторов, и так же неизменно выступали кривым зеркалом модных тенденций в жанровом кино. Седьмой фильм с Чаки закончился на неожиданной ноте и перед самой известной злой куклой кинематографа лежит открытая дорога. Что с ним будет дальше? Неизвестно. Возможно, Манчини исполнит свою давнюю мечту и отправит Чаки в космос, ведь он чуть ли не единственный из классических киномонстров 80-х-90х не был там. Возможно, нас ждет развязка противостояния Чаки и Энди. Возможно, вернется и Глен/Гленда. Сам персонаж стал знаковым сам по себе. Чаки засветился в различных шоу, сторонних проектах, фильмах, включая пародии на самого себя. За плечами у куклы и ее создателей интересный и очень разнообразный путь. И одно можно сказать с уверенностью: пока Чаки в руках Дона Манчини и Дэвида Киршнера, пока он заливается узнаваемым смехом Брэда Дурифа, все с ним будет хорошо.

нет комментариев

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий

Реклама