Терри Гиллиам прославился как один из самых необычных и интересных режиссёров современности. Заслужить подобное ему бы не удалось, спокойно потакай он желанию продюсеров. Как следствие, на каждый удачный фильм у него обязательно найдётся неснятый. Если «Человек, который убил Дон Кихота» чудом перешёл из категории вторых к первым, то вот «Хранителям» Гиллама уже никогда не суждено сбыться.

Не стоит удивляться, что ему предложили экранизировать комикс. Необыкновенный дар художника можно разглядеть уже в детских рисунках режиссёра. А работа в журнале Help (основанном выходцами из легендарного MAD) потребовала, в том числе, и умения быстро рисовать карикатуры на актуальные темы. Одновременно с работой в издании, он создавал свои собственные фото-комиксы. Для их создания ему постоянно требовались фактурные актёры, готовые участвовать в необычных проектах. Поиски привели его к знакомству с Вуди Алленом и Джоном Клизом (одним из «Пайтонов»). Также, путешествуя по Европе, он вынужден был наниматься к Рене Госинни (создатель Астерикса и Обеликса), чтобы заработать на билет домой.

История экранизации «Хранителей» началась ещё до полноценного завершения комикса. Лоуренс Гордон со студии 20th Century Fox выкупил права, надеясь, что комикс “выстрелит”, после чего можно будет или экранизировать, или перепродать права за большие деньги. Сейчас Алан Мур – сценарист комикса – известен как человек, который ненавидит экранизации своих работ и принципиально их не смотрит, но в восьмидесятые у него ещё не было такой привычки.

Сам Мур отказался писать сценарий, и студия позвала Сэма Хэмма, который отметился сценарием к Бёртоновскому «Бэтмену». Его версия была заметно короче оригинальной: чтобы уместить историю в двухчасовую картину, пришлось сильно её урезать. Первой под нож сценариста попала пиратская линия. Этого оказалось мало, поэтому следом в корзину полетели предыстории почти всех героев, а также упоминание предыдущей команды супергероев – «Опустошителей». Фактически, он оставил только расследование убийства Комедианта (но без монолога Роршарха!).

Было переработано большинство сцен. Наиболее живучими стали начало и концовка. Фильм должен был стартовать с захвата Статуи Свободы террористами. На место быстро прибывает команда Хранителей, но всё заканчивается печально: Америка остаётся без своего главного символа. Прокатившаяся по стране волна недовольств быстро ставит крест на карьере супергероев.

Кардинально был переработан финал. Прибывая на базу в Антарктиде, Филин, Шёлк и Роршарх узнают, что Озимандия сумел построить машину времени. Изучив все возможные варианты будущего, он пришёл к неутешительному выводу – человечество сумеет выжить, только если Доктор Манхэттен будет стёрт из истории. Озимандия не успевает отправиться в прошлое – Манхэттен уничтожает его. Впрочем, затем он отправляется в прошлое сам и мешает самому себе спастись в злополучном эксперименте. Трое оставшихся на базе героев оказываются в эпицентре временного катаклизма, который выплёвывает их в центр Нью-Йорка. Никто не узнаёт их, кроме маленького мальчика, держащего в руках комикс «Хранители».

У этого сценария было немало проблем. Из него было совершенно непонятно, кто такой Комедиант, и почему его роль столь важна. Нелепо выглядел план Вейдта: его сильно урезали, скрепив логику сомнительными решениями. Как только на фильм назначили Терри Гиллиама, он тут же выбросил эту версию, а новую поручил Чарльзу МакКауну, с которым уже успел сработаться. Его сценарий не сильно отличалась от версии Хэмма, но в фильм вернулись многие узнаваемые элементы истории, а также более подробно прописанные мотивы и логика персонажей. Премьеру назначили на 1991 год, в актёрах сплошь звёздные величины: Шварцнеггер, Джейми Ли Кёртис, Гэри Бьюзи и Кевин Костнер. Бюджет проекта раздулся до 100 миллионов долларов, из-за чего тут же начались проблемы.

Предыдущая работа Гиллиама «Приключения барона Мюнхгаузена» стала самым большим кассовым провалом в его фильмографии. Виноват в этом не только и не столько сам режиссёр, сколько подход студии. Например, первый продюсер фильма Арнор Милчен оказался сотрудником израильской разведки. На ранних стадиях проекта он успел заключить несколько странных договоров, за что его убрали в проекта. Но с этого финансовые трудности проекта только начались.

Предлагаемые изменения не устроили Гиллиама, и он с шумом ушёл с проекта. Вслед за этим сотрудничество со студией 20th Century Fox прекратил и Лоуренс Гордон. После его ухода у студии остались только права на дистрибуцию фильма, по условиям договора права на экранизацию остались за продюсером. Он решил попытать счастье с Warner Bros.. По их предложению проект должен был обойтись не дороже 23 миллионов, и вместиться в два с половиной часа. Лоуренса такой подход не устроил, а Гиллиам к этому моменту окончательно разуверился в возможности рассказать историю комикса в тисках такого хронометража. По его словам лучший вариант – пять часовых серий. Проектом для телевидения тогда никто заинтересовалсч, и его сходу отмели.

После этого у «Хранителей» началась кочевая жизнь между режиссёрами и студиями. Какое-то время проектом интересовался Даррен Аранофски, но предпочел снять «Фонтан». Вместо него поставили Пола Гринграсса, но и ему не удалось удержаться на проекте надолго. В конечном итоге, у руля встал Зак Снайдер, отметившийся удачной экранизацией комикса «300 спартанцев». Снайдер постарался максимально бережно отнестись к первоисточнику и даже привлёк к проекту Дэйва Гиббонса – художника оригинального комикса. Фильм провалился в прокате, но заработал большую армию фанатов. Гиллиам, посмотрев фильм, высказался так:

«Я всегда считал, что кино — не лучший способ обойтись с романом Мура. Нереально впихнуть его сюжет в 2,5-часовой хронометраж. Мне кажется, что мы написали действительно интересный сценарий, но нам нужно было больше времени, чтобы все получилось как надо… Думаю, версия Зака в целом удалась, но она страдала от тех проблем, которых мне удалось избежать, отказавшись от съемок фильма».

нет комментариев

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий

Реклама