Это текстовая версия интервью, которое вышло в прямом эфире радиопрограммы «Киночетверг» 06.08.2015.

Найти запись можно тут — https://soundcloud.com/kino4etverg/sets/distribution_and_cinemas_in_russia

Какие бывают кинотеатры?

Помимо того, что кинотеатры бывают дорогие и эконом-класса, делятся они на три вида.

Первый — это сеть кинозалов с единым собственником и одним брэндом (Синема-Парк, Каро, Киномакс, Формула кино, Люксор, Пять звезд, Синема-Стар).

Второй — это франшиза. Есть некий кинотеатр, у него свои собственники и они покупают франшизу, допустим, у того же Синема-Парка и платят франчайзинговые отчисления.

Третий вид — кинотеатр на репертуарном планировании. Не каждый независимый кинотеатр может позволить себе собственного букера на отдельной зарплате, это накладно. Поэтому обращаются к сторонним профессионалам.

Как и в каком виде кино попадает в кинотеатр?

Тяжелой поступью вступили мы в эру цифрового кино. Фильмов на пленке сейчас практически не увидишь. В России неоцифрованных коммерческих залов с пленочным оборудованием осталось меньше сотни. Каждый фильм в таких кинотеатрах приходится крутить по несколько месяцев, потому что за год на пленке выходит всего три-четыре киноленты.

Формат цифрового кино — это не mkv, avi или full hd. Существует специальный формат цифрового кино. Называется он digital cinema package — DCP. В таком формате фильм весит от 60 до 300 ГБ. В зависимости от продолжительности, 2D или 3D, динамичный или статичный и так далее. К примеру «Аватар» весил порядка 400 ГБ.

В кинотеатры фильмы попадают двумя способами. Либо приходит специальный чемоданчик, в который спрятан жесткий диск с фильмом и этот фильм загружается на сервер. Еще есть вариант спутниковой доставки — ставят тарелки, специальные сервера и из космоса уже получают эти фильмы.

Бывает, что человек «с чемоданчиком» уезжает не туда. Но у курьера есть конкретный адресат. Доставщик просто не сможет выдать отправление не тому получателю. И даже если «чемоданчик» попадет не в те руки — толку от этого получившему копию фильма не будет никакого.

Пока еще никто в мире не сломал формат DCP. Он очень защищенный. Воспроизвести его возможно только на специализированном оборудовании. Но для этого кинотеатр должен получить еще и ключ от дистрибьютера. Такой маленький файлик с зашифрованными серийными номерами сервера и проектора, где содержатся дата и время, когда ключ начинает и заканчивает действовать и количество сеансов. Существует также возможность ограничить количество сеансов по времени. Присылается ключ по электронной почте, или же кинотеатр получает его по специальному интерфейсу.

Копия киноленты для дистрибьютера содержит много файлов в разном формате: нетитрованные видеодорожки, аудиодорожка, разбитая по всем каналам с синхронными шумами или без них, с голосами или без и так далее. Все, разумеется, выполнено на высокопрофессиональном уровне с большими мерами безопасности и предосторожности.

В Россию копия фильма присылается одна, это мастер-копия которая дублируется и затем уже множится местными лабораториями. Для потенциальных блокбастеров делается около полутора тысяч копий. Если фильм ограниченного проката — до трехсот. Суперограниченного проката — около двадцати копий.

Что кроме непосредственно кино можно посмотреть в кинотеатре?

В альтернативный контент кинотеатров входят оперы, концерты, театральные постановки, короткометражные фильмы.

Что касается концертов — тут должны быть соблюдены два условия: сам концерт должен существовать в киношной записи и некая компания дистрибьютер должна приобрести права на прокат в нашей стране. В России этим занимаются две компании: Neva-Emotion и Utopia-pictures.

Существуют сейчас и прямые трансляции театральных постановок.

Но, к сожалению, кинотеатры с альтернативным контентом есть только в городах-миллионниках.

Поэтому есть проблема и с так называемым «непопулярным кино».

Аудитория таких фильмов строго ограничена определенным процентом от числа всех зрителей. Допустим это половина процента. В городе-миллионнике это существенное количество людей. А в населенном пункте с населением в 40 тысяч — всего три человека. Ядро посетителей кинозалов 10-15 процентов населения, в городе со стотысячным населением это 10 тысяч человек. Причем это одни и те же люди. Именно поэтому можно делать прогнозы, сколько тот или иной фильм способен собрать.

Но хочется зрителя образовывать, развивать. В некоторых кинозалах показывают и непопулярное кино, и кино вышедшее из проката. Есть, например, потрясающий кинотеатр «Соловей» в Москве на Красной Пресне. Уникален «Соловей» тем, что в нем крутят фильм столько, сколько на него ходит зритель.

В любом случае, чем больше город, тем больше шансов там посмотреть какое-то немассовое кино.

Очки для 3D кино одноразовые и многоразовые.

Одноразовые очки очень хлипкие, там простые мягкие пленочки вместо линз. Многоразовые выполнены более основательно. Если мы говорим про пассивную систему, в линзах стоит специальный пластик и оправа достаточно крепкая. В активных системах очки бывают только многоразовые потому, что они дорогостоящие.

Технология 3D начала развиваться практически сразу после появления цветного кино. Заключается она в том, что на экран одновременно проецируется изображение для двух глаз и эти изображения разнесены немножко в стороны, как глаза на черепе человека. В том, каким именно образом заставить каждый глаз смотреть свою картинку. и заключается разница.

В пассивной технологии применяется поляризация. На правый глаз идет горизонтальная поляризация, а на левый — вертикальная. Соответственно в очках для пассивной технологии в правой линзе стоит горизонтальная поляризация, а в левой — вертикальная.

У активной технологии система немного другая. Вместо линз используются затворные жидкокристаллические экраны, которые мерцают с частотой 48 раз в секунду. Каждая линза. Для глаза это незаметно, но получается, что каждую 48-ю долю секунды каждый глаз видит свою картинку, соответственно глаза видят свою картинку попеременно.

В залах с активной технологией 3D стоит специальный инфракрасный излучатель, который синхронизирует мерцание линз очков с демонстрируемой картинкой на экране. На экране картинка показывается одновременно. Каждый глаз в свое время должен видеть свою картинку и эффект этот достигается за счет синхронизации с инфракрасным датчиком в очках с таким же излучателем в зале.

Если такой датчик закрыть рукой — очки не получат информацию о синхронизации и обе линзы станут прозрачными. Это все равно, что смотреть без очков.

Чем отличаются кинотеатры IMAX?

IMAX это не просто экран большего размера. Это немного другой формат кино. Соотношение сторон экрана в том числе отличается — полотно выше по отношению к ширине, если сравнивать с обычным киноэкраном.

Еще до глобальной оцифровки, пленка в формате IMAX была больше, чем обычная. Если простое кино показывали с 35-миллиметровой пленки, то в IMAX ширина кадров была 70 мм и протяжка их была горизонтальной.

В IMAX всегда используется два проектора. Даже тогда, когда была пленочная проекция, стояли два проектора, которые крутили две пленки — картинку для правого и левого глаз отдельно.

Поэтому каждый кадр в формате IMAX содержит гораздо больше визуальной информации и в высоту, и в ширину, и по количеству линий в пленке ранее, а теперь уже пикселей в цифровой проекции.

Формат звука микшируется особым образом и отличается от стандартного DOLBY DIGITAL. Раньше это достигалось тем, что звуковая дорожка записывалась отдельно, а не на пленке, как в обычном кино.

Фильмы для этих кинотеатров снимаются на специализированные камеры IMAX, это не конвертированный формат простых записей.

Бывают фильмы, снятые в данном формате не целиком. Это можно заметить. Сцены, снятые стандартными камерами имеют черные поля сверху и снизу,

из-за различий в формате кадра. Сцены снятые камерами IMAX занимают весь экран и выглядят по-другому.

Репертуаром кинотеатров IMAX занимается корпорация IMAX, находящаяся в Канаде. Некоторые фильмы показываются по четыре-пять месяцев — такова политика корпорации.

Как работают возрастные ограничения в кинотеатрах?

Закон о возрастных ограничениях просмотра фильмов сырой и недоработанный. Существует разъяснительное письмо для кинотеатров от министерства культуры, в котором русским по белому написано, что рейтинг, кроме 18+, носит по большому рекомендательный характер. На усмотрение родителей при их присутствии возможен допуск зрителей младше установленного рейтинга.

У нас есть закон, но нет установленного наказания за его нарушение. В России если не установлено наказание, то закон считается недействительным по большому счету.

Как кинотеатр обнаруживает кинопиратов?

В каждом зале кинотеатра установлены инфракрасные камеры видеонаблюдения. Расположены они на потолке со стороны экрана и направлены в зал. Несмотря на то, что камеры непрерывно ведут запись, видео с них никуда не выкладывается. Оно служит для решения конфликтных ситуаций: если в зале произошла драка, или у кого-то украли что-нибудь.

Если человек в зале достанет свою видеокамеру или попытается писать видео на телефон — это станет заметно, потому что линза камеры сильно бликует в инфракрасном диапазоне. Когда у кинотеатра нет специально обученного человека, который следит за происходящим в зале непрерывно, это решается установкой специального софта.

У Алексея есть очень интересный телеграм-канал о кино, где он рассказывает о киноиндустрии изнутри.

Рекомендую — t.me/kinosreda

нет комментариев

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий

Реклама