В августе всем желающим представился отличный шанс прикоснуться к классике кинематографа: на широких экранах был показан фильм Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея». Немногие фильмы могут посоревноваться с ним в том влиянии, которое картина оказала на массовую культуру. Какие-то авторы откровенно пародировали сцены фильма. Другие по-своему перенимали идеи или стиль фильма. При желании можно отыскать немало фантастических фильмов, которые откровенно заимствуют какие-то решения «Космической одиссеи». Натыкаясь на что-то подобное, мы улыбаемся тому, что распознали авторскую отсылку, тем самым получив ещё толику удовольствия от фильма.

Почти всю жизнь мы прожили во времена, когда в искусстве главенствовал постмодернизм. Обратимся к гуглу за формулировкой.

Направление в культуре второй половины XX в., отвергающее основные принципы модернизма и использующее элементы различных стилей и направлений прошлого, нередко с ироническим эффектом.

Отсылки всех сортов – едва ли не главная фишка произведений этого жанра в последнее время. Апогеем этого можно назвать фильм Спилберга «Первому игроку приготовиться», напичканные отсылками под завязку. Да, зритель, который не играл в игры и не смотрел ничего из того, что упоминает картина, тоже получит свою долю развлечений. И быть может даже больше, чем те, кто в курсе всех-всех отсылок фильма. Потому что в какие-то отдельные моменты их становится на экране очень много, все силы тратятся на распознавание упомянутых франшиз, история, персонажи и их переживания отходят на второй план. Другим примером можно посчитать, например, «Дедпула». Да, в обеих частях много шуток для тех, кто никогда в своей жизни не открывал комиксы и даже не смотрел фильмы Marvel. Но немало и таких шуток, которые будут понятны только тем, кто давно варится в гиковской культуре.

Это касается отнюдь не только фильмов об играх или супергероях. Фильмы Тарантино выросли из его любви к старому кино. Неудивительно, что в его фильмах можно найти массу всевозможных заимствований и подражаний. Битвы на катанах в «Убить Билла» появились благодаря просмотренным им в детстве самурайским фильмам, а по последним работам несложно заметить, что он любит и вестерны. Есть в его работах и прямые цитаты. И Тарантино не только не пионер в этом, он отнюдь не единственный участник этого движения.

Со старыми фильмами всё не так. Да, формально даже «Космическая одиссея» появилась в эпоху постмодернизма, и даже снята по мотивам одноимённого романа (первого в цикле!). Но Кубрик снимал самостоятельную ленту, которая не ударялась в пародию, не заимствовала диалоги из более ранних фильмов и не рифмовалась с какими-то ещё картинами. И в этом есть определённая прелесть. Во время просмотра необходимо ровно то, что происходит на экране. Не нужно искать отсылки, не нужно иметь какой-то солидный фон, чтобы понимать происходящее. Фильм даёт зрителю ровно столько, сколько необходимо для понимания его сюжета. И это делает его сегодня ещё интереснее и ценнее.

Разумеется,  проблема с постоянным поиском отсылок, аллюзий и рифм не распространяется на вообще всех зрителей. Эта проблема лишь следствие более углублённого копания в почву кинематографа. Причин смотреть старые фильмы куда больше, и это лишь ещё одна в столбик «за».

P.S. Кстати, сейчас мы живём в эпоху очередной трансформации культуры. На смену постмодернизму приходит новая доктрина – метамодернизм. Если вам казалось, что последние годы фильмы, сериалы или комиксы стали как-то отличаться от того, что вы видели раньше, то, возможно, дело как раз в изменениях, происходящих в культуре.

нет комментариев

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий

Реклама