Высокий и худой мужчина с хитрой улыбкой, изредка появляющийся на различных фестивалях жанрового кино, неизменно привлекает к себе внимание, как зрителей, так и журналистов, находящихся поблизости. Многие, проходящие мимо, не узнают в нем одного из самых влиятельных режиссеров фильмов «хоррор», чье имя вписано в Книгу рекордов Гиннеса, на чьих картинах выросли некоторые крупнейшие режиссеры Голливуда. Ведь он выглядит таким... обычным. Лишь хитрая улыбка выдает в нем подлинного творца, умелого продюсера и настоящую икону независимого кино.

Имя Дона Коскарелли накрепко связано лишь с одной культовой кино-франшизой — «Фантазм», но не нужно думать, что в карьере этого калифорнийца недостает других культовых работ, их у него прилично. Всей своей карьерой, Коскарелли являет собой пример для молодых независимых режиссеров, ведь он всегда снимал то кино, которое хотел снимать, будучи совершенно лишен помощи крупных студий. И, что самое удивительное, кино это всегда находило своего зрителя. Более того, Коскарелли является одним из всего двух режиссеров, которые мастерски работают с сюрреализмом в современном кинематографе. Знаете, кто второй? Дэвид Линч.

Родился Коскарелли в Триполи (Северная Африка), а кино заинтересовался еще в детстве. Переехав с семьей в Южную Калифорнию, где его отец работал инвестиционным консультантом, а мама — писательницей, мальчик быстро проникается кинематографом, выпрашивает у отца деньги на 8-мм камеру. Его отец — Дак, к слову, будет продюсировать первые фильмы сына, помогая ему не только деньгами, но и своими связями, и даже поучаствует в съемках. Дон снимает несколько короткометражек с друзьями, а в 1976 году выпускает полнометражный фильм «Лучший в мире Джим» («Джим великолепный») — мелодраму о жизни подростка в семье алкоголиков. Фильм был снят за небольшие деньги (100 тысяч), а на главные и второстепенные роли Коскарелли позвал своих друзей и родственников. Именно на этом фильме, Коскарелли заводит дружбу с актерами, с которыми будет связана вся его дальнейшая карьера — Ангусом Скриммом и Реджи Бэннистером, и композитором Фредом Майроу. 

Фильм попался на глаза критику LA Times Чарльзу Чамплину, которому он понравился и тот разразился восторженными рецензиями, которые не остались не замеченными людьми из киноиндустрии. В результате, Universal выкупили права на картину, дав старт карьере Коскарелли. На момент съемок, Дону было всего 18 лет, а к выходу фильма — едва стукнуло 19, что сделало его самым молодым кинорежиссером в истории. Ведь это сейчас камеры и съемочное оборудование стало общедоступным, а в середине 70-х с этим было куда сложнее. Имя Коскарелли было внесено в Книгу Гиннеса, где остается и поныне. 

В том же году, Коскарелли выпускает второй фильм: «Кенни и компания» — легкую и светлую комедию о жизни подростков, так же получившие неплохие отклики от критиков. На съемках этой картины, режиссер знакомится с юным А. Майклом Болдуином, который сыграет важную роль в карьере Коскарелли.

Несмотря на то, что первые работы режиссера были посвящены истории подростков, сам Коскарелли был страстным поклонником фантастики и хорроров. Обожавший работы Лукаса, Кубрика, старые картины о Годзилле и монстрах Universal (Мумия, Человек-Волк, Дракула и иже с ними), Коскарелли мечтал снять собственный фильм ужасов. Однажды, ему приснился сон, в котором он бежал по бесконечным коридорам, преследуемый летающей металлической сферой. Этот сон дал режиссеру толчок к написанию сценария, который тот написал за три недели, в полном уединении, в маленьком домике, среди гор. Отец Дона вновь выделил сыну деньги (300 тысяч), которые тот потратил на съемочное оборудование, сэкономив буквально на всем остальном: в актеры вновь позвал друзей, декорации нашел у них же. Даже оборудование Дон брал напрокат с таким расчетом, чтобы снимать не только в арендуемый день (пятницу), а все выходные. Картина, главным героем в которой вновь был подросток, называлась «Фантазм» и стала настоящей классикой. Именно в ней, Коскарелли впервые начал работать с элементами сюрреализма, показав недюжинный талант. Странная, напоминающая бессвязный сон, история противостояния подростка Майка с инфернальным Высоким Человеком, наполненная вычурными визуальными образами, стала настоящим хитом в прокате и на видео, получив приз на знаковом кинофестивале в Авориазе и номинацию на премию «Сатурн». Картина стала настоящей классикой жанра ужасов, образ Высокого Человека (сыгранный Ангусом Скриммом) — новой иконой жанра, а летающие сферы прочно вошли в культурный слой. Коскарелли тонко и умело рассказал о конфликте ребенка и сверхъестественного ужаса, который содержал второе дно: это была история преодоления страха перед взрослением. Главный герой фильма — Майк был не просто картонным образом подростка, — он был мальчиком смелым и целеустремленным, и, что бросалось в глаза, на протяжении всего фильма, окруженным взрослыми. Единственный подросток в картине, он был именно тем героем, с которым себя могли ассоциировать молодые зрители, и делал в кадре то, что обычно подросткам было делать запрещено: пил пиво, гонял на мотоцикле, сражался с монстрами...

Спустя три года, в 1982 году, Коскарелли возвращается с фильмом в жанре «фэнтези». «Повелитель зверей» — история благородного воина Дара, способного общаться с животными, и сражающегося со злым узурпатором Маэксом, не сыскала успехов предыдущей картины режиссера, но была достаточно успешна, чтобы породить собственную франшизу. Увы, без дальнейшего участия Коскарелли. Фильм был первым опытом сотрудничества молодого режиссера с крупной студией, и во время производства не обошлось без конфликтов. В итоге, Коскарелли был отстранен от монтажа картины, и дальнейшие фильмы про приключения Дара снимались без него. Сам Дон был разочарован финальным вариантом фильма, но не отрекся от него, не желая сжигать за собой мосты со студией. Тем не менее, следующего проекта ему пришлось ждать целых пять лет.

Воодушевленные успехом на домашнем видео оригинального «Фантазма», Universal предлагают Коскарелли снять высокобюджетный сиквел фильма. Режиссер, который продолжения истории не планировал, соглашается, но сразу же появляется новый конфликт: студия хочет своих актеров на ведущие роли, Коскарелли хочет возвращения своих. В итоге, студия уступила, но только одного актера, режиссер должен был выбрать, кого из актеров он захочет взять на одну из двух ведущих ролей? После долгих размышлений, Коскарелли выбирает Реджи Бэннистера, в то время как на роль главного героя — повзрослевшего Майка, устраивают большой кастинг. Что любопытно, в нем участвует начинающий актер Брэд Питт, но студия делает выбор в пользу Джеймса ЛеГроса. 

Фильм, снятый под косвенным руководством продюсеров Universal, оказался провалом в прокате. Лишенный большей части необычной сюрреалистичной атмосферы оригинала, с увеличенным количеством юмора и кровавых сцен, «Фантазм — 2» разочаровал многих поклонников первой части. Сам Коскарелли впоследствии сожалел о выборе студии актера на роль Майка, ведь титульный герой из метящегося подростка превратился в типично голливудского «героя боевика». Тем не менее, фильм хорошо показал, как вырос режиссер, насколько мастерски он научился управляться с постановкой, и окончательно сформировал свой собственный стиль. «Фантазм — 2» стал последним фильмом в карьере режиссера, который он создавал при участии крупной голливудской студии. С этого момента, Коскарелли работает лишь в независимом кино, обретая статус легенды.

Будучи большим поклонником дикой природы и «лагерей выживания», Коскарелли воплощает эту любовь в триллере «Борьба за выживание». Снятый за небольшие деньги, фильм повествовал о том, как поход любителей выживать в суровых условиях, превращается в кровожадную охоту на людей. Намучавшись с животными при съемках «Повелителя зверей», Коскарелли почти полностью убрал их из кадра, сделав акцент на более опасном хищнике — человеке. К сожалению, увлекшись погружением в персонажей, режиссер слишком поздно вспомнил о том, что в такого рода фильмах, зритель хочет видеть экшн, а не разговоры и живописные пейзажи. Ни зрителям, ни критикам фильм не понравился, хотя годы спустя, он смотрится довольно актуально. Да и великолепная игра Лэнса Хенриксена стоит того, чтобы посмотреть картину. «Борьба за выживание» стала последней картиной режиссера, снятой в 80-е, окончательно закрепив за ним статус автора фильмов категории Б. 

Но, помимо съемок вышеуказанных фильмов, Коскарелли был занят рассмотрением предложений об участии во множестве проектов, которые сыпались на него с удивительной периодичностью. Среди крупных проектов, ему предлагали режиссерское кресло в таких картинах как «Конан — разрушитель» и «Кошмар на улице Вязов — 2: Месть Фредди». Оба предложения, как и многие другие, Коскарелли отверг. Но согласился режиссировать экранизацию Стивена Кинга «Серебряная пуля». Коскарелли несколько месяцев работал над предпродакшном картины, но в итоге был заменен на Дэниела Аттиаса, из-за ссоры с продюсером проекта — Дино ДеЛаурентисом.

90-е были связаны у Коскарелли лишь с его главным детищем — «Фантазмом». Несмотря на провал второго фильма, еще одна крупная студия — New Line Cinema сделали ему заманчивое предложение: снять сразу третью и четвертую часть саги. Коскарелли отказался, так как на момент предложения, у него был лишь набросок к третьей части. В итоге, снимать Коскарелли пришлось собственными силами. Он вернул на роль Майка актера из первого фильма — А. Майкла Болдуина, а так же основной костяк команды. Фильм вышел на видео лишь спустя два года после съемок, и получил смешенные отзывы. Одним фильм очень понравился, другие были разочарованы. Коскарелли окончательно отказался от социальных мотивов первого фильма, сфокусировавшись на уникальных нарративном и визуальном стилях саги. Третий фильм окончательно сформировал вокруг «Фантазма» культовый статус, а Коскарелли был назван критиками мастером сюрреализма в независимом кино. 

Сценарист и продюсер «Криминального чтива» Роджер Эвери, который был большим поклонником саги, предложил Коскарелли сделать совместный четвертый фильм, с большим бюджетом. Он лично написал сценарий, который Коскарелли подправил, и несколько лет выбивал финансирование на проект, но безуспешно. Коскарелли, тем временем, отказывался от постановки малобюджетных хорроров, вроде «Чернокнижник — 3», предпочитая не связываться со сторонними проектами. В итоге, не найдя от студий поддержки, Дон сам снимает «Фантазм — 4» в 1998 году, имея на руках совсем уж крохотный бюджет. Фильм оказался самым спорным в карьере режиссера. С одной стороны, Коскарелли вернулся к стилю и атмосфере первой картины, включив в хронометраж множество вырезанных из оригинала сцен. С другой, фильм вышел очень запутанным и чересчур сюрреалистичным, отпугнув даже поклонников саги. В «Фантазм — 4: Забвение» Коскарелли приближается практически к линчевскому видеоряду, отвечая на одни вопросы, и ставя перед зрителем новые, буквально в одной и той же сцене. 

Эвери не потерял надежды на создание новой части, и еще много лет искал финансы на пятый фильм саги, но безуспешно. Коскарелли писал сценарий за сценарием, версию за версией, но никто не хотел связываться с непонятным режиссером копеечных хорроров. Хотя, определенный интерес Коскарелли вызывал. 

В начале нулевых, в Голливуде поднялась волна на создание римейков, и Дона засыпали предложениями о покупке прав на «Фантазм». Коскарелли проявил незаурядную твердость, отказавшись продавать права, хоть и предлагал снять новую часть так, чтобы «передать факел» от старых персонажей — новым. Но студии были заинтересованы в их собственном римейке, без привлечения старых актеров и режиссера, потому сделки не произошло. Учитывая удручающие результаты последующих римейков, Коскарелли не прогадал. Забавно, что ему самому предлагали снять римейк другой хоррор-классике — «Техасской резни бензопилой», но вновь не срослось.

Пока Роджер Эвери выискивал возможности для создания новой части «Фантазма», он познакомил Коскарелли с культовым актером и продюсером Брюсом Кэмпбеллом («Зловещие мертвецы»). Эти двое быстро нашли общий язык, что вылилось в новый фильм Коскарелли — «Бабба Хо-Теп».

Экранизация рассказа Джо Лэнсдейла о противостоянии пожилого Элвиса Пресли и чернокожего Джона Ф. Кеннеди с древней египетской мумией в ковбойском костюме, в стенах дома престарелых, моментально обрела культовый статус. Несмотря на крохотный бюджет, грим и актерская игра Брюса Кэмпбелла привела критиков и зрителей в восторг. В нулевые, Коскарелли вновь напомнил о себе, на этот раз — как режиссер хорроров небанальных, необычных и обязательных к просмотру киноманами. Актер Пол Джаматти («Нокдаун») был в таком восторге от «Бабба Хо-Теп», что связался с Коскарелли и выбил у него обещание снять продолжение — «Бабба Носферату» с ним в касте. К слову, фильм так и не сняли, но актер и режиссер стали хорошими друзьями, а «Бабба Хо-Теп» получил почетную премию «Брэма Стокера».

В 2005 году Коскарелли снял эпизод «Происшествие на горной дороге» для мини-сериала «Мастера ужаса», где участвовал на правах современного классика хоррора, вместе с Джоном Карпентером, Тоубом Хупером, Такаси Миике и других. Одну из главных ролей в эпизоде, сыграл Ангус Скримм.

В 2007 году, Коскарелли приобрел права на съемку фильма по мотивам романа «В финале Джон умрет» Дэвида Вонга (настоящее имя — Джейсон Паргин), который восхитил режиссера своим безумием и сочетанием страшного и смешного. Пол Джаммати стал одним из продюсеров проекта и сыграл в фильме одну из главных ролей. Безумная история с перемещением между реальностями, сочетанием мистики, фантастики, сюрреализма и юмора, в очередной раз показала, что в таких проектах Коскарелли — как рыба в воде. Критики, в целом, были довольны, хотя многие признались, что не поняли в безумном фильме, вышедшем на экраны в 2013 году почти ничего. Зрители так же были довольны, но из-за ограниченного проката, немногие смогли оценить фильм. Тем не менее, картина обрела знаковый статус, как одна из самых необычных и ярких жанровых работ, традиционно для Коскарелли не оставшись без наград — приз зрительских симпатий кинофестиваля в Торонто. 

Это был последний фильм Коскарелли как режиссера, на сегодняшний момент. С 2008 по 2013 года тайно велись съемки пятого «Фантазма», но Коскарелли участвовал в проекте как продюсер и сценарист. Неизвестно, почему он отказался от режиссерского креста, в пользу своего протеже Дэвида Хартмана, но факт остается фактом: снятый кусками, совершенно без стороннего финансирования, и созданный фактически на коленке «Фантазм: Опустошитель» стал апофеозом и самой саги, и ярким примером независимого кино, и некоторым разочарованием. При всех своих плюсах, Хартман — не Коскарелли, и справится со сложным сюрреалистическим сюжетом культовой саги, он смог едва-едва. 

В 2014 году, именитый режиссер и большой поклонник «Фантазма» Дж. Дж. Абрамс, обратился к Коскарелли с предложением сделать ремастеринг оригинального «Фантазма». Польщенный режиссер согласился, и в 2016 году была выпущена отреставрированная версия фильма, в очередной раз показавшая, что фильм 1976 года все еще великолепен. К слову, персонажа 7-го эпизода «Звездных Войн» — капитана Фазму, Абрамс назвал именно в честь любимой саги, ее шлем напоминал ему о тех самых металлических сферах-мозгососах.

Сейчас, Коскарелли не занят ни в каких проектах, хотя еще лелеет мечты снять кино про путешествие во времени, работает над реставрацией остальных частей своего детища и не исключает появления новой части «Фантазма». Он, как кажется по его хитрой улыбке, доволен жизнью и карьерой, в которой он предпочел заниматься независимым кино, вместо съемок голливудских блокбастеров. По его словам, выбор этот был сознательным и он ни о чем не жалеет. Да, несмотря на его умение работать с сюрреализмом в кино, он не стал вторым Дэвидом Линчем, но ему этого и не нужно было. Его целеустремленность и умение талантливо снимать небанальные, оригинальные и интересные картины за маленькие деньги, стали притчей в языцех. Это прекрасный пример молодым кинематографистам, которые уверены, что для хорошего кино нужно много денег. То, с каким энтузиазмом он брался за совсем уж некоммерческие проекты и как верен был своим друзьям-актерам, уже говорит о Доне Коскарелли больше, чем любые эпитеты и комплименты. Ну, а мы ждем от него новых проектов. Они наверняка будут странными, неоднозначными, но совершенно точно — уникальными.

1 комментарий

Отличная статья! Очень интересная. Спасибо!

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий

Реклама