Его имя ассоциируется с жанром хоррор так же неразрывно, как имена Стивена Кинга, Клайва Баркера и Мика Гарриса. Он огромный поклонник видеоигр про Соника. Он — любимый режиссер легендарного актера Дональда Плезенса. Его музыка стала визитной карточкой, не только его фильмов, но и одним из главных источников вдохновения для создателей музыкального стиля Synthwave. 

В этом году киномир праздновал 70-летие легендарного Джона Карпентера, режиссера, который оставил поистине колоссальный вклад в жанровом кино, настоящего Короля независимого кинематографа восьмидесятых. В честь юбилея, стоит вспомнить самые значительные работы Мастера, а также взлеты и падения его необычной карьеры. Про Карпентера было написано очень много, поэтому вряд ли получиться кого-то удивить, но все в режиссере настолько характерно говорит о яркой индивидуальности, что не грех и повторить кое какие известные если не всем, то многим поклонникам кино, моменты необычной карьеры Большого Джона. 

В первую очередь, стоит сказать, что Карпентер — один из последних режиссеров фантастики «старой школы». Большинства ему подобных уже нет с нами, остались лишь единицы, которые до сих пор иногда радуют зрителей своими новыми работами, традиционно избегая широкого кинопроката. В отличие о них, Карпентер с кино практически завязал, и, похоже, вполне серьезно готов выйти на пенсию. Снимать, впрочем, он не перестал, но об этом позже.

Становление

Начинал Большой Джон, как это часто бывает, помощником более опытных кинотворцов и в компании будущих звезд индустрии, снимая любительские короткометражки. Естественно, это были фантастика и ужасы, тут тоже все традиционно, — именно с этих жанров начинают многие режиссеры. Отец Карпентера возглавлял музыкальный факультет, поэтому, помимо любви к кино, большим увлечением в жизни юноши была музыка. В свободное от учебы время, он либо придумывал истории, либо сочинял свои собственные композиции. 

Уже в самом начале своего кинопути, Карпентер начал с настоящего взрыва — выигрыша Оскара...который он так и не получил. В 1970 году, еще будучи студентом в Киношколе университета Южной Калифорнии, Карпентер поучаствовал в создании короткометражки «Воскрешение Бронко Билли» (The Resurrection of Broncho Billy), к которой он написал сценарий, музыку и сделал монтаж. Так как это была коллективная студенческая работа, то заветную статуэтку забрал факультет, но можно сказать, что карьера будущей легенды жанрового кино началась именно с выигрыша одной из самых престижных кинонаград в мире. Там же, Карпентер познакомился с молодым сценаристом Дэном О’Бэнноном, вместе они несколько лет работали над полнометражным фильмом «Темная звезда» (Dark Star), который вырос из короткометражки Карпентера Captain Voyeur. На Международной Киновыставке 1974 года, фильм заметил режиссер Джордж Лукас и позвал О’Бэннона для создания спецэффектов своего фильма про далекую-далекую галактику... Сам же фильм показал Карпентеру, что если в создании фильма не хватает человека для работы, то эту работу придется делать самому. Так режиссер сам смонтировал фильм, написал для него музыку и поучаствовал в создании спецэффектов.

Прежде чем приступить к съемке своего нового фильма, молодой режиссер брался за любую работу, пытаясь заработать любым возможным способом. Например, он поучаствовал в создании порнофильма «Последний фокстрот к Бербанке», когда был нанят продюсерами в качестве режиссера монтажа. Как ни смешно, но Карпентер извлек из этой работы определенный опыт, подойдя к монтажу творчески, разбавляя порно-сцены кадрами уличного траффика. Уже позже, когда его новый фильм «Нападение на 13-ый участок» (Assault on Precinct 13) был снят, режиссер сам смонтировал его, используя опыт, который получил, монтируя порно.

Успех

В конце 70-х, начале 80-х, Карпентер был настоящей суперзвездой. Как Кристофер Нолан, в наше время, практически. Он выпускал хит за хитом, каждый его новый фильм приводил в бурный восторг, как зрителей, так и критиков (ну, ладно, их чуть меньше). Карпентер буквально творил историю кино, создавая новые жанры и приемы на глазах изумленных зрителей. После удачного «Нападения на 13-ый участок», Карпентер изменил мир киноужасов, сняв легендарный «Хэллуин», фактически создав жанр «слэшер» и породив одну из самых популярных и живучих кинофраншиз в истории. Карпентер не просто создал архитипичную историю противостояния тинэйджеров и маньяка в маске, но и прекрасный образ обезличенного Зла, воплощенный в зловещем Майкле Майерсе. Так же, Карпентер не побоялся пригласить именитого актера Дональда Плезенса, известного по своим злодейским ролям, но для исполнения персонажа доктора Лумиса, в котором было воплощено все то, что противостояло Злу Майерса — доброта и гуманизм. Плезенсу настолько понравилось играть этого персонажа, что он неоднократно возвращался как к этой роли, так и к участию в проектах Большого Джона.

Следом вышли два успешных телевизионных проекта: триллер «Кто-то наблюдает за мной!» (Someone’s Watching Me!), в котором Карпентер отдал должной одному из своих любимых режиссеров — Альфреду Хичкоку, и автобиографическую ленту «Элвис» (Elvis), где впервые поработал с актером Куртом Расселом, который станет любимым актером режиссера. 

Возвращение на большой экран, Карпентер ознаменовал еще одним успешным хоррором — «Туман» (The Fog), после чего вышел «Побег из Нью-Йорка» (Escape from New York), окончательно поставивший режиссера в ранг голливудской элиты. Образ брутального антигероя «Змея» Плисскина стал знаковым в карьере Курта Рассела, не говоря уже о том, насколько он стал культовым у зрителей. Кстати, в работе над спецэффектами в этом фильме, Карпентер привлек молодого Джеймса Кэмерона, который только-только начинал свой путь в мире кино.

Падение

В 1982 году, Карпентер выпускает свой самый высокобюджетный и самый важный фильм в своей карьере — «Нечто» (The Thing). Съемки этого хоррора были невероятно изматывающими, над созданием спецэффектов в фильме были заняты как матерые профессионалы (Роб Боттин), так и многообещающие новички (Стэн Уинстон). Забавно, но фильм, который сейчас считается «золотой классикой» ужасов и одним из лучших образчиков фантастики, в год выхода, критики разнесли в пух и прах. Не понравился он и зрителям, которые поверили негодующим критикам и предпочли «Инопланетянина» Спилберга, который вышел на экраны в то же время. Многие поклонники фантастики писали гневные письма в студию, мол — режиссер перегнул палку и снял слишком страшный и отвратительный фильм. Кино провалилось с треском в прокате и лишь спустя несколько лет обрело культовый статус уже на видео. Кстати, точно такая же судьба ждала другой культовый фильм, который вышел в то же время — «Бегущий по лезвию».

Король фантастики восьмидесятых

Провал «Нечто» сыграл ключевую роль в карьере Джона Карпентера. Студии перестали приглашать его на крупнобюджетные проекты, и все чаще сторонились режиссера. Сам режиссер признавался, что если бы фильм ждал успех, его карьера сложилась бы иначе. Оставшись без крупных проектов, Карпентер решил взяться за те фильмы, в которых он мог выразить себя, пусть даже и за не самые большие деньги. На протяжении десяти лет, он выпускает ряд знаковых картин, многие из которых становятся культовыми: хоррор «Кристина» (Christine) по роману Стивена Кинга, фантастическую драму «Человек со звезды» (Starman), который был номинирован на Оскар, за игру Джеффа Бриджеса, фэнтезийный шедевр «Большой переполох в Маленьком Китае» (Big Trouble in Little China), неоднозначный хоррор «Князь Тьмы» (Prince of Darkness) и культовую фантастику «Они живут»/ «Чужие среди нас» (They Live). Каждый новый фильм режиссера становится событием у киноманов, но многие из них не находят отклика у критиков и массового зрителя и проваливаются в прокате. Карпентер имеет статус невероятно многогранного, но очень неровного режиссера независимого кино, но он все еще славится тем, что способен выпустить кино за небольшие деньги, которое будет выглядеть гораздо дороже своего бюджета. С годами, его картины обретают все больше поклонников, а их влияние на кинематограф уже кажется неоспоримым.

Мастер на закате 

В девяностые, Карпентер врывается сразу несколькими знаковыми работами: комедийным «Исповедь невидимки» (Memoirs of an Invisible Man) и мрачным психоделическим хоррором «В пасти безумия» (In the Mouth of Madness), отдающим дань творчеству Говарда Лавкрафта и Стивена Кинга. Оба фильма находят признание у критиков, но собирают преимущественно на видео. Аналогичная судьба постигла и «Деревню проклятых» (Village of the Damned) — один из лучших римейков классического фильма ужасов. 

Тем ни менее, крупные студии начинают потихоньку предлагать уже культовому режиссеру многообещающие, хоть и не высокобюджетные проекты, но он предпочитает работать с независимым кинематографом, избегая студийного контроля. Но в 96 году, Карпентеру предлагают проект, от которого он не смог отказаться — сиквел «Побега из Нью-Йорка». Новый блокбастер, получивший незамысловатое название «Побег из Лос-Анджелеса», разрабатывался около 10 лет, но лишь землетрясение в Лос-Анджелесе в 1994 году, дало толчок проекту. Активно продвигал фильм и Курт Рассел, который хотел вновь сыграть «Змея» Плисскина. Успех фильма стал бы билетом для Карпентера в большое кино, но, увы, кино провалилось с треском и дорога в крупные проекты для режиссера закрылась навсегда. 

Карпентер вновь продолжил работу в жанровом кино, чередуя как успешные проекты («Вампиры»), так и провальные («Призраки Марса»). Не чурался режиссер и проектов-сборников. Если в восьмидесятые это был хоррор-альманах «Мешки для трупов» (Body Bags), то в нулевые он отметился в эпохальном сериале «Мастера ужаса» (Masters of Horror), где снял две серии, одна из которых («Сигаретный ожог») является одной из лучших работ режиссера в карьере. В обоих проектах, Большой Джон работал со своими другом и еще одной культовой фигурой жанрового кино — Тоби Хупером. Последней, на сегодняшний день, картиной Карпентера стала провальная «Палата» (The Ward), после которой режиссер решил отойти от съемок.

Музыка

Джон Карпентер известен не только как режиссер и сценарист совершенно разных жанровых картин. Его саундтреки — атмосферные, стильные и выделяющиеся, стали своего рода знаком качества и одним из фирменных фишек его фильмов. Отдавая предпочтение синтезатору и гитаре, вместо оркестровых обработок, Карпентер создавал совершенно уникальные и запоминающиеся композиции, вдохновляющие множество музыкантов и кинематографистов. Забавно, но отношение самого режиссера к своим саундтрекам, было не слишком серьезным и довольно поверхностным. 

«Музыка для меня всегда имела практическое значение, потому что она была нужна мне для конкретных целей — сделать свой фильм немного лучше, добавить сценам драматической напряженности и т.д. Я никогда не считал то, что получалось, чем-то великим. Это фоновая музыка — не более того. Но она — то, что надо. И я очень горжусь этим»

«Когда ты только начинаешь снимать кино, зачастую у тебя нет денег на надлежащее музыкальное оформление. И игра на синтезаторе стала для меня единственным способом приблизиться к звучанию целого оркестра. Даже когда я перешел к большим фильмам, я продолжил писать сам, потому что у меня не было денег — картины были низкобюджетными» 

Впервые вдохновившись саундтреком фильма «Запретная планета», Карпентер решил, что именно электронная музыка станет его основным инструментом. Его отец, предпочитавший классическую музыку, никогда особенно не любил то, что записывал Джон, но искренне гордился тем, что его сын нашел свой собственный путь в музыкальном творчестве. Забавно, но уже сын Карпентера — Коди, является профессиональным пианистом, сочиняет свою музыку и даже играет вместе с отцом на концертах. 

В какой-то момент, когда съемки фильмов остались позади, Карпентер решил посвятить себя музыке. Объединившись с сыном Коди и крестником Дэниелом Дэвисом (сыном Дэйва Дэвиса из The Kink), Карпентер записывает альбом Lost Themes и отправляется с ним в тур, где, помимо новых песен, играет музыкальные темы своих хитов. Стоит ли говорить, что тур пользовался бешеной популярностью. Это воодушевило Карпентера, и он по сей день выпускает альбомы, в том числе с музыкальными темами своих фильмов, и дает концерты. На одну из композиций — музыкальной теме к фильму «Кристина», Карпентер снял видеоклип, где снялся сам. В любви к его музыки признавалось множество деятелей киноиндустрии, включая Адама Вингарда («Тетрадь смерти», «Гость») и Братьев Даффер (Stranger Things). 

Финал? 

Сейчас культовый режиссер вроде бы счастлив. Он занимается музыкой, дает концерты и наслаждается жизнью. Казалось бы, он уже отошел от дел режиссерских, ан нет. Карпентер участвует в создании новой части своего хита — «Хэллуин», которую продюсирует, пишет музыку и правит сценарий, а так же совсем не против снять что-то новое. Он с грустью упоминает уже покойных друзей — Джорджа Ромеро и Тоби Хупера, но с оптимизмом смотрит в будущее. Снимет ли Большой Джон что-то еще или нет, но он навсегда останется знаковой фигурой в кинематографе, снявшим множество культовых фильмов и ставшим настоящим Королем независимого кино в восьмидесятые, и одним из самых многогранных режиссеров в истории.

нет комментариев

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий

Реклама