Кому-то может показаться, что Алекс Гарланд – восходящая звезда, но подобные предположения растворяются при знакомстве с его фильмографией. Как режиссёр он действительно дебютировал не так давно. Но как сценарист он подарил не один качественный фантастический фильм за последние несколько лет. По словам Карла Урбана, лучшие момент «Дредда» – заслуша Гарланда. «Из машины» – по праву считается одной из лучших научно-фантастических картин последних лет. Пристальное внимание, прикованное к фильму «Аннигиляция» легко объяснимо.

Группа из пяти девушек отправляется в таинственную Зону-Икс. Миссия почти наверняка самоубийственная, ведь из Зоны за всё время наблюдений вернулся лишь муж Лины. Впрочем, и он будто бы оставил там какую-то часть себя. Именно за этой недостающей частью Лина и отправляется на поиск. У других девушек свои причины – зависимость, болезнь, потеря. Гарланд аккуратно отстранился от сюжета книжного первоисточника, поэтому мог превратить фильм во что угодно. Итоговый результат сложно вписать в какие-то четко очерченные жанровые границы.

Фильм с самого начала старается ухватить все открывающиеся возможности. Кому-то покажется, что перед ним драма о человеческих отношениях, завёрнутая в необычные обстоятельства. Кто-то увидит научно-фантастическую ленту о загадках Зоны-Икс. При делении на более мелкие фрагменты можно найти ещё больше жанров. Но для понимания фильма это всё не играет никакой роли.

Гарланд с первых минут фильма откровенно подсовывает метафору для фильма. Зона – неведомая опасность, которая разрастается и грозит гибелью всему, к чему прикасается. Учёные-наблюдатели не в силах ничего предпринять, а единственный сбежавший оттуда лежит под капельницей, так что о спасении говорить не приходится. Зона здесь сравнивается с раковой клеткой. При беглом пробеге по обзорам и рецензиям можно обнаружить десятки свидетельств в пользу такой метафоры. Странно лишь, что эта метафора с трудом вяжется с происходящими событиями.

Самым важным элементом фильма являются пять героинь. Это особенно заметно на фоне книги: все они наделены полноценными характерами и историями, а также именами (в книге все они сведены к функциям, т.е. биолог, психолог и т.д.). Зона-Икс не убивает, но изменяет по своему непредсказуемому выбору. Это же происходит и с героинями фильма: они меняются и постепенно осознают характер своих изменений. Их реакции на происходящее совершенно разные, но в какой-то степени объединены общим направлением, которое психолог с биологом обсуждают между делом – это саморазрушение. Каждая из них пытается отыскать выход, но удаётся это лишь одно – конечно же Лине. Необычный финальный танец (а как ещё это можно назвать?) вроде бы должен символизировать отношения героини с той частью себя, что ей необходимо отсечь, чтобы продолжить жить. Но метафор слишком топорная, чтобы сработать как задумано.

Впрочем, несмотря на небольшое фиаско на смысловом поле, Гарланд сумел достичь определённых успехов в эмоциональном поле. Невероятной красоты, обещанной трейлерами, увидеть, конечно, не получится: локации необычные, но не более. Но как минимум три-четыре сцены надолго засядут в памяти. Кто-то будет припоминать крики медведя, кто-то ужасающее видео предыдущей экспедиции. Финальный “танец” так вообще можно назвать наиболее запоминающейся сценой в кино этого года – описать это словами просто невозможно. Жалко лишь, что эти сцены лишний раз напоминают о некоторой фрагментарности, или даже невнятности фильма. С другой стороны, а что ещё можно было ожидать от фильма, сюжет которого выглядит как приказ из сказки: «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю чего».

нет комментариев

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий

Реклама